Часто задаваемые вопросы
Что такое социальная услуга?
Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину.
Каковы цели предоставления гражданину социальных услуг?
Социальные услуги предоставляются гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Кто предоставляет гражданам социальные услуги?
Социальные услуги гражданам предоставляет поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Какие понятия из прежнего законодательства, прекратившего действие с 1 января 2015 года, отсутствуют в новом законодательстве?
- Социальная служба, вместо этого – поставщик социальных услуг;
- клиент социальной службы, вместо этого – получатель социальных услуг;
- трудная жизненная ситуация, вместо этого – нуждаемость в социальном обслуживании, определяемая на основании обстоятельств, перечисленных в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (текст закона можно посмотреть на нашем сайте в разделе Документы).
Если понятие «трудная жизненная ситуация» исключено из Закона, на основе чего предоставляются гражданам социальные услуги?
Социальные услуги предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. Признание нуждаемости осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, разрабатывается и выдается индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая служит документальным оформлением гарантируемого государством права на социальное обслуживание.
Какие принципы определяют деятельность по организации социального обслуживания?
Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2. адресность предоставления социальных услуг;
3. приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4. сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5. добровольность;
6. конфиденциальность.
В каких случаях допускается предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия?
Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2. по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3. при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Какими правами наделены получатели социальных услуг?
Получатели социальных услуг имеют право на:
1. уважительное и гуманное отношение;
2. получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3. выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4. отказ от предоставления социальных услуг;
5. защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6. участие в составлении индивидуальных программ;
7. обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8. свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9. социальное сопровождение.
Что такое социальное сопровождение, кому оно может быть предоставлено?
Гражданам, в том числе законным представителям несовершеннолетних детей, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
Цель социального сопровождения – обеспечить комплексное, всестороннее разрешение социальных проблем гражданина, его семьи, в том числе, обеспечивая предоставление ему услуг, не относящихся к услугам социального обслуживания.
В чем состоят обязанности получателей социальных услуг в соответствии с настоящим Законом?
Получатели социальных услуг обязаны:
1. предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2. своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3. соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Каковы обязанности поставщиков социальных услуг?
Поставщики социальных услуг обязаны:
1. осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
2. предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона;
3. предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона;
4. предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
5. использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
6. предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
7. осуществлять социальное сопровождение;
8. обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
9. предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
10. выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
11. обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
12. обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
13. исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Что является основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину социального обслуживания?
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является:
1. поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания
2. либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации
3. либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Куда обращаться по вопросу предоставления гражданам социального обслуживания?
Обращаться нужно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (министерство, департамент, главное управление и пр.) или в орган, уполномоченный им (например, в городское управление социальной защиты). Конкретный орган, уполномоченный на оценку нуждаемости и утверждения права на предоставление гражданам социальных услуг, определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Жителям Верхнедонского района по вопросу предоставления социального обслуживания нужно обращаться в отделение социальной защиты населения Верхнедонского района, расположенному по адресу: ст. Казанская, ул. Щербакова,98
С каким заявлением или обращением гражданин (или в его интересах иные лица) обращается в уполномоченный орган?
Гражданин или его законный представитель обращается с заявлением, оформленным в соответствии с типовой формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 г. № 159н.
Что означает оценка индивидуальной нуждаемости гражданина в социальном обслуживании и кто ее производит?
Уполномоченный орган (органы или организации, действующие по его поручению), оценивают обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг, и в соответствии с законодательством признают (или не признают) его нуждающимся в социальном обслуживании.
На основании каких обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, он признается нуждающимся в социальном обслуживании?
1. полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2. наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3. наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4. отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними (см. п. 2);
5. наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6. отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7. отсутствие работы и средств к существованию;
8. наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Как определяется неспособность или ограниченная способность к самообслуживанию или самостоятельному передвижению?
Это обстоятельство определяется на основании медико-экспертных документов:
— справки бюро МСЭ об установлении гражданину инвалидности и индивидуальном программы реабилитации, в которой определяется его потребность в социальном обслуживании;
— для лиц без статуса инвалидности – на основании справки (выписки) клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения, где указывается потребность в социальном обслуживании.
Может ли Индивидуальная программа быть пересмотрена, и, если может, то как часто?
Индивидуальная программа пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах, но не реже чем раз в три года.
Если гражданину нужна социальная услуга (услуги), не включенная (не включенные) в индивидуальную программу?
Гражданин вправе обратиться за ее получением на условиях частичной или полной оплаты. Порядок и условия предоставления дополнительных к Индивидуальной программе услуг определяется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
А может ли быть отказано гражданину в предоставлении ему социальных услуг?
Получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Какие виды социальных услуг предусмотрены настоящим законом?
1. социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2. социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3. социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4. социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5. социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6. социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7. услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8. срочные социальные услуги.
Как определяется среднедушевой доход для предоставления социальных услуг бесплатно?
Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Федерального закона 442-ФЗ устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно утверждены Постановлением Правительства РФ №1075 от 18 октября 2014 г.
Приведите пример определения размера ежемесячной платы за социальные услуги в случае, если у гражданина среднедушевой доход превышает предельную величину, установленную для получения социальных услуг бесплатно?
Предположим, что:
- в регионе установлена предельная величина в 1,5 прожиточных минимума;
- прожиточный минимум в соответствующем исчислении равен 8 тыс. рублей, полтора прожиточных минимума – 12 тыс. рублей;
- средний месячный доход гражданина – 12 500 рублей.
Соответственно, оплата положенных ему по Индивидуальной программе услуг не может превышать (12 500 – 12 000) / 2 = 250 руб.
Как определяется размер платы за предоставление стационарных социальных услуг?
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
На основе какого документа производится оплата социальных услуг?
Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг на основании акта приема-сдачи услуг.
В каком размере взимается с гражданина плата за предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой?
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона 442-ФЗ.